Учет затрат по арендованномк автомобилю у сотрудника

Добрый день!
Наша организация хочет использовать в служебных целях автомобили работников.
Подскажите пожалуйста, при оформлении компенсации работнику, вправе ли организация учитывать все затраты на ГСМ для налога на прибыль? У организации будет заключен договор с топливной компанией и работникам будут выдаваться топливные карты.

Добрый день!

Чиновники настаивают, что если заключили соглашение об использовании личного автомобиля, то компенсация работнику включает и расходы на ГСМ. НДФЛ и взносы на компенсацию не начисляют. Но для налога на прибыль компенсацию учитывают только в пределах лимита: 1 200 руб. в месяц за автомобиль с двигателем 2 000 куб. см и меньше, 1 500 руб. - с двигателем больше 2 000 куб. см (письма Минфина от 12.08.2022 № 03-03-06/1/78804, от 29.08.2022 № 03-03-06/1/83838).

Подскажите пжл, а как быть с расходами по ГСМ? В каком размере можно включить данные расходы по договору использования личного автомобиля?

Добрый день!

Подскажите пожалуйста, может ли сотрудник ездить на своем личном авто, сданный в аренду организации?

Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов включаются в прочие расходы (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК). Но только в пределах норм. Нормы установлены постановлением Правительства от 08.02.2002 № 92.

Нормативы такие:

  • для легковых автомобилей с рабочим объёмом двигателя до 2000 см3 включительно — 1200 руб. в месяц;

  • свыше 2000 см3 — 1500 руб. в месяц;

  • для мотоциклов — 600 руб. в месяц.

Пересматривать суммы никто не собирается. Почему правительством так упорно блокируется возможность работников использовать личные автомобили в служебных целях, непонятно.

Раньше организации думали, что эта компенсация – только за износ. А вот ремонт с покупкой запчастей и приобретение ГСМ относятся к возмещению. Для него норм нет, и учитывать их нужно «по факту».

Однако чиновники не согласны: в указанные выше суммы компенсаций должны входить и износ, и запчасти, и ГСМ (письма Минфина от 19.08.2016 № 03-03-06/1/48789 и от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18366). Отдельно учитывать затраты на ГСМ и запчасти нельзя, так как личный автомобиль работника – не служебный. С чиновниками согласны и судьи (определение ВС от 06.05.2020 № 307-ЭС20-5919).

Обойти ограничение по нормам можно, если вместо выплаты компенсации заключить с сотрудником договор аренды автомобиля. Арендная плата включается в расходы для целей налога на прибыль в полном объеме (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК). Расходы на текущий и капитальный ремонт вы можете учесть как прочие в размере фактических затрат на основании пунктов 1 и 2 статьи 260 НК, а расходы на страхование и ГСМ - на основании статьи 263 НК.

Проблема в том, что сами сотрудники идут на это не очень охотно: ведь тогда они теряют право использовать свой же транспорт по своему усмотрению. Ездить можно, но только с разрешения руководства компании.

Для поездки в личных целях путевой лист не нужен. Просто будет крайне сложно подтвердить служебную цель поездки. Но раз такой цели нет, то и подтверждения, по идее, не нужно.