Оприходование ПО и ПК из комплектующих

ООО на УСН (15%).
Приобретаем компьютер, причем в накладной отдельными строками выделены:
комплектующие (10 штук),
сборка;
доставка;
Windows;
Microsoft Office;
Антивирус;
установка Windows;
установка и настройка Microsoft Office и антивируса.
Отдельно в другой фирме приобретаем монитор.
Общая стоимость компьютера с монитором и ПО (по двум накладным) превышает 100000, без ПО – не превышает 100000.
Вопросы:

  1. После сборки компьютера какой-то документ надо подписать, где будет указана его полная стоимость?
  2. В стоимость компьютера включаю кроме стоимости комплектующих доставку и сборку, отношу на материальные расходы и включаю в затраты единовременно?
  3. Сами программы Windows, Microsoft Office и антивирус я включаю в расходы в налоговом учете равными долями (по 1/3) до конца года. В бухгалтерском учете отношу на расходы будущих периодов и списываю в течение какого времени?
    Установка Windows, установка и настройка Microsoft Office и антивируса куда относится?
1 симпатия

Я мониторы отдельно от компьютеров приходую.

1 симпатия

Как учитывать MS Office и другое ПО - сильно зависит от вида лицензии. Например, может быть “коробочная” дорогая лицензия, а может быть “аренда”, сроки которой больше года и т.д.

У меня вопрос именно про учет услуг установки и настройки. Их включать в стоимость ПО и распределять на весь срок действия ПО (по лицензии) или можно отнести на текущие расходы и включить в затраты сразу единовременно?

Цит. по статье “Расходы на приобретение программы” Любимцева Т.К.// Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, № 8.

В случаях, когда организацией приобретено право использования программы, расходы по подготовке программного обеспечения к использованию (в том числе консультационно-информационные услуги по адаптации программного обеспечения, настройке программы) учитываются как прочие расходы налогоплательщика при условии их соответствия критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ (Письма Минфина России от 16.07.2008 N 03-03-06/1/406, от 07.03.2006 N 03-03-04/1/188). Полагаем, в данном случае применима норма пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ (консультационные и иные аналогичные услуги). Впрочем, Минфин разрешает (Письмо от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88) учитывать расходы по внедрению и доработке программного продукта для ЭВМ на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ (хоть в этой норме и не упоминаются такие расходы). В какой момент можно признать услуги по подготовке программы к использованию? Чиновники считают - на дату начала использования программного обеспечения для осуществления своей деятельности (Письма УФНС по г. Москве от 04.06.2008 N 20-12/053633, от 22.08.2007 N 20-12/079908, Минфина России от 07.03.2006 N 03-03-04/1/188).
Расходы по обновлению программ прямо поименованы в пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ. По мнению финансового ведомства, их следует распределять в том же порядке, в котором распределяется стоимость права на использование программы (Письмо от 18.04.2007 N 03-03-06/2/75). Например, если по договору приобретаются услуги по годовому обслуживанию, расходы распределяются в течение года.

Нашла сроки только на Антивирус - 3 года.
На Windows - Сублицензионный договор, никаких сроков не нашла.
На Microsoft Office - коробка, тоже никаких сроков не нашла.

1 симпатия

Коробка вообще навечно.

В Windows нужно смотреть в самой программке, но обычно она тоже бессрочная.

Тогда в течение какого времени их списывать в бухгалтерском учете?

Есть разные точки зрения.

Позиция 1.

Расходы нужно распределить

Письмо Минфина России от 15.02.2021 N 07-01-09/10106

Разъяснено: если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программы для ЭВМ, то при применении метода начисления расходы на них распределяются с учетом принципа равномерности. Период учета таких расходов налогоплательщик вправе определить самостоятельно.

Письмо Минфина России от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14039

Финансовое ведомство пришло к выводу, согласно которому, если срок действия договора на приобретение неисключительных прав на программные продукты не установлен, срок учета расходов по нему следует определять исходя из срока, установленного Гражданским кодексом РФ (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). В этом случае договор считается заключенным на пять лет.

Аналогичные выводы содержит:
Письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-03-06/1/829
Письмо Минфина России от 02.02.2011 N 03-03-06/1/52
Письмо УФНС России по г. Москве от 30.09.2010 N 16-15/102331@.1

Позиция 2.
Расходы можно учесть единовременно

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.04.2015 N Ф05-3419/2015 по делу N А40-47800/14
Суд пришел к выводу, что срок использования программы не влияет на порядок признания расходов на ее приобретение. Налогоплательщик правомерно учел данные затраты единовременно.

Аналогичные выводы содержит:
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2015 N Ф06-1371/2015 по делу N А12-45813/2014
Постановление ФАС Московского округа от 28.12.2010 N КА-А40/15824-10 по делу N А40-168732/09-127-1389

Постановление ФАС Московского округа от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08 по делу N А40-68552/07-107-397
Суд указал, что затраты на приобретение программы для ЭВМ распределять не нужно, поскольку программное обеспечение от контрагента передано налогоплательщику по договорам не поэтапно, оплата произведена после подписания актов приемки-передачи, доход контрагентом получен в том отчетном периоде, в котором подписан акт.

То есть монитор отдельно, а все остальное вместе? (Там процессор, плата, корпус, видеокарта, кулер, память и т.д. + сборка + доставка) Так вот на вторую часть нужно какой-то документ составлять типа Акта ввода в эксплуатацию, где будет указана общая стоимость ПК?
Это тогда не получается ОС для НУ, так как стоимость маленькая, и что это тогда – материально-производственные запасы? И их можно списывать в расходы в НУ единовременно (приобретено и оплачено все в июне)? А в БУ это ОС, отнести на счет 01 и в течение скольки лет списывать? Или для малых предприятий, применяющих ФСБУ 5/2019 «Запасы», по-другому?

1 симпатия

Да. Потому что мониторы могут переставляться между системными блоками. Не будете же вы каждый раз проводить модернизацию компов

Малоценку. Списываете в расходы, учитываете за балансом. Вы применяете уже новый ФСБУ по ОС?

1 симпатия

Крайне спорно с учетом п.10 ФСБУ 6/2020 и п.2 Рекомендаций Р-82/2017-КпР.
Только, когда монитор используется для выполнения самостоятельных функций, например, для подключения ноутбука или его стоимость/срок службы существенно отличаются от критериев используемого с ним оборудования.

Рекомендации?

Сейчас есть еще один аргумент, что лучше отдельно учитывать, т.к. мониторы попадают под прослеживаемость, остальное пока нет.
И потом, недаром же есть куча разных документов, когда можно делать, как Вы пропишите во внутренних документах: учётной политике, приказах и т,д.

Да, да…все это конечно так, все верно…
а потом вам просто досчитают налоговую базу по налогу на прибыль по той причине, что вы мониторы списали в расходы одномоментно (если критерий стоимости для амортизации в НУ будет соблюден).

Нет, не применяем.
Все-таки нужен документ на общую стоимость ПК?

Монитор туда же?

1 симпатия

Ничего спорного нет. Уже обсудили эту тему лет десять назад на старом форуме со всех сторон и забыли про неё, как неактуальную.

Никто такой ерундой в налоговой давно не занимается. На выездных ищут миллионы НДС и налога на прибыль из-за налоговых схем. Причем и идут на них с готовой информацией, что эти миллионы есть. А три копейки по списанию в расходы мелочевки давно никто не ищет.

2 симпатии

Ну с таким то игнорированием требований НПА это и не удивительно. Ну не хотите читать ФСБУ так, как оно написано, ну посмотрите хотя бы информационное письмо Минфина от 3 ноября 2020 г. №ИС-учет-29.

Прекрасный подход, который у Вас замечаю уже не в первый раз, что то вроде: “да это мелочь, никто ее смотреть не будет”.
А потом приходит выездная и все эти “мелочи” вытаскивают и собирают в такую сумму, что потом бизнес думает: “ну почему мы не смогли все сразу сделать правильно и не искать себе проблем на ровном месте”.

Такое ощущение, что вы иногда просто на ФНС работаете под видом “оптимизации” учета. Ну неужели и сами не понимаете, что ваши ответы читают не только компании у которых один монитор, но и те, кто руководствуясь вашими советами поступят так в отношении сотни, тысячи объектов и в итоге получат недоимку, пени и штраф…
Я бы еще понял, если бы вы делали оговорку о том, что это нарушает нормы НПА, но в силу каких-то обстоятельств, можно оценить риск и при готовности принять его. Но Вы же этого не оговариваете и читатели начинают считать, что это соответствует нормам права. И делать ошибки на основании ваших заявлений.

непонятно, как Вы читаете эти документы, если в них содержится смысл, противоположный тому, что Вы утверждаете…

1 симпатия

Во-первых, автор темы уже написал, что не применяет еще новый ФСБУ. Во-вторых, ни в одном нормативном акте не написано, что есть обязанность монитор включать в состав ОС вместе с системным блоком.
В-третьих, существенность в работе бухгалтера никто не отменял.
В-четвертых, я упомянула про то, что никто это не будет смотреть просто потому, что вы начали писать страшилки уровня десятилетней давности. И тогда уже было редкостью, чтобы при выездной прикапывались к мелочевке, а сейчас это уже из области фантастики.
Ну и в пятых, главное - учет по раздельности двух очень технически сложных объектов, каждый из которых способен работать по отдельности и/или с другим объектом - как раз и есть правильный учет активов организации. Достоверный и т.д. и т.п.

1 симпатия

Вы сейчас серьезно??? В документе приведены основания для признания объекта самостоятельным (те самые основания, которые я вам привел). Что из указанных оснований в конкретной ситуации заставляет вас полагать, что монитор и собранный системный блок это два разных “объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплексом конструктивно сочлененных предметов считается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно”.
Никогда бы не подумал, что в 2021г. кто-то может полагать, что ставить монитор и системный блок одного комплекса как разные, самостоятельные объекты - это соответствует требованиям НПА да еще и “ничего спорного нет”.
В общем, скажу также как и в предыдущем подобном диалоге - две точки зрения даны, коллеги вполне смогут для себя сами принять решение о том, каким им воспользоваться.