Передача пробных образцов покупателю бесплатно

Добрый день! Организация передает пробные образцы товара покупателю безвозмездно. Вопрос: как оформить документально передачу товара, как учитывать в расходах по НДС и по налогу на прибыль? Как отразить такую передачу в 1С. Есть ли какие ограничения по стоимости передаваемого товара?

Добрый день.

Уточните, пожалуйста, кто покупатель - юрлицо или физлицо

юрлицо

Вопрос передан эксперту.

Учет безвозмездной передачи товаров

Организация безвозмездно передает товары другой организации.

Юридические аспекты

В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.

В общем случае дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно (п. 1 ст. 574 ГК РФ). В письменной форме должен быть совершен договор дарения движимого имущества в случае, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

В отношениях между коммерческими организациями дарение не допускается, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. (п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Государственной регистрации сделок по безвозмездной передаче товаров не требуется, кроме предусмотренных законом случаев (п. 2 ст. 164 ГК РФ). Право собственности на переданные товары возникает у получателя с момента их передачи.

Бухгалтерский учет

С 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019

Для целей бухгалтерского учета товары являются видом запасов.

При ведении бухгалтерского учета товаров следует руководствоваться требованиями и рекомендациями:

  • ФСБУ 5/2019 “Запасы”, утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н (далее - ФСБУ 5/2019);

  • Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, которые применяются торговыми организациями (в части, не противоречащей ФСБУ 5/2019).

В соответствии с ФСБУ 5/2019 к товарам относятся:

  • товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации (пп. “г” п. 3 ФСБУ 5/2019);

  • товары, переданные другим лицам в связи с продажей до момента признания выручки от их продажи (пп. “д” п. 3 ФСБУ 5/2019).

Выбытием (списанием) запасов, в частности товаров, признаются операции, в результате которых запасы прекращают считаться активами организации.

Одним из способов выбытия товаров может являться их безвозмездная передача, например, по договору дарения.

При безвозмездной передаче товаров увеличения экономических выгод у организации не происходит, соответственно, доход в бухгалтерском учете не признается (п. 2 ПБУ 9/99 “Доходы организации”).

Внимание

ФСБУ 5/2019 устанавливает, что при списании товаров по причине, не связанной с их продажей, балансовая стоимость таких товаров признается расходом периода, в котором данное выбытие (списание) произошло (пп. “б” п. 43 ФСБУ 5/2019).

Балансовая стоимость передаваемых безвозмездно товаров включается в состав прочих расходов (п. 4, 11 ПБУ 10/99 “Расходы организации”).

Балансовой стоимостью запасов считается их фактическая себестоимость за вычетом резерва под обесценение запасов (если данный резерв создавался) (п. 30 ФСБУ 5/2019).

Примечание

ФСБУ 5/2019 предусматривает оценку запасов после признания. Так, в соответствии с п. 28 ФСБУ 5/2019 запасы коммерческой организации, а также используемые в приносящей доход деятельности запасы НКО оцениваются на отчетную дату по наименьшей из стоимостей:

а) фактическая себестоимость запасов;

б) чистая стоимость продажи запасов.

Чистая стоимость продажи запасов определяется организацией как предполагаемая цена, по которой организация может продать запасы в том виде, в котором обычно продает их в ходе обычной деятельности, за вычетом предполагаемых затрат, необходимых для их производства, подготовки к продаже и осуществления продажи.

Для целей бухгалтерского учета превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи считается обесценением запасов. В случае обесценения запасов организация создает резерв под обесценение в размере превышения фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи.

При этом балансовой стоимостью запасов считается их фактическая себестоимость за вычетом данного резерва. В случае если чистая стоимость продажи запасов, по которым признано обесценение, продолжает снижаться, балансовая стоимость таких запасов уменьшается до их чистой стоимости продажи путем увеличения резерва под обесценение. В случае если чистая стоимость продажи запасов, по которым признано обесценение, повышается, балансовая стоимость таких запасов увеличивается до их чистой стоимости продажи путем восстановления ранее созданного резерва (но не выше их фактической себестоимости).

Величина обесценения запасов признается расходом периода, в котором создан (увеличен) резерв под их обесценение (п. 31 ФСБУ 5/2019).

Величина восстановления резерва под обесценение запасов относится на уменьшение суммы расходов, учитываемых в периоде признания выручки от продажи запасов.

То есть при списании товаров по причине их безвозмездной передачи в расходы необходимо отнести одну из следующих величин:

  • фактическую себестоимость товаров (если по данным товарам не создавался резерв под обесценение запасов);

  • фактическую себестоимость товаров, скорректированную на величину резерва, созданного под обесценение таких товаров (если резерв ранее был создан).

В случае если резерв ранее создавался, то при списании товаров его необходимо восстановить.

Стоимость товаров, передаваемых безвозмездно, относится на финансовые результаты. В соответствии с Планом счетов при безвозмездной передаче товаров их стоимость списывается в дебет счета 91, субсчет “Прочие расходы”:

Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 41 отражена стоимость безвозмездно переданных товаров

Затраты, возникающие при безвозмездной передаче товаров (например, расходы на доставку), включаются в прочие расходы (п. 4, 11, 16, 17 ПБУ 10/99):

Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 60(76) отражены расходы, связанные с безвозмездной передачей товаров

Документооборот

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, далее - Закон N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Первичные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных форм рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 “Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов”.

В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.

Безвозмездная передача товаров сопровождается оформлением:

  • договора дарения в письменной форме (в случаях, указанных в п. 2 ст. 574 ГК РФ);

  • товарной накладной (за образец можно принять форму N ТОРГ-12, утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132);

  • счета-фактуры.

Обратите внимание, что ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (см. письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. УПД может быть использован одновременно как для оформления операций по передаче материальных ценностей в целях бухгалтерского учета, так и для подтверждения права на налоговый вычет по НДС и подтверждения затрат в целях исчисления других налогов.

Налогообложение
НДС

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 и п. 1 ст. 39 НК РФ в целях исчисления НДС передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения.

Налоговая база при безвозмездной передаче товаров определяется исходя из рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Так как при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) факт оплаты (частичной оплаты) отсутствует, то в таких случаях налоговая база по НДС всегда определяется в день отгрузки (передачи) материалов (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, обязан составить счет-фактуру, вести книгу покупок и книгу продаж в соответствии с пунктами 3 и 3.1 ст. 169 НК РФ, а также с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

На основании п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (в том числе на безвозмездной основе) счета-фактуры выставляются не позднее 5 дней со дня отгрузки товаров. Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах. В нем целесообразно (но не обязательно) делать пометку “Безвозмездная передача”. Напомним, что указание в счете-фактуре любой дополнительной информации законодательно не запрещено (см., например, письма Минфина России от 28.07.2021 N 03-07-09/60435, от 17.12.2018 N 03-07-11/91580, от 26.02.2016 N 03-07-09/10933, от 26.08.2015 N 03-07-11/49125, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15094@, УФНС России по г. Москве от 21.04.2017 N 16-15/058330).

Счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), полученные при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), включая основные средства и нематериальные активы, получателем в книге покупок не регистрируются (п. 19 Правил ведения книги покупок). Таким образом, получатель безвозмездных товаров не может принять НДС к вычету.

При этом не является объектом налогообложения НДС передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, так как она не признается реализацией (п. 2 ст. 146, пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).

При необлагаемой НДС передаче имущества надо иметь в виду, что НДС, ранее принятый к вычету по данным товарам, подлежит восстановлению (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). При этом суммы НДС, подлежащие восстановлению, могут быть учтены в составе расходов. Датой осуществления прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). См. письмо Минфина России от 19.08.2008 N 03-03-06/1/469.

Кроме того, в ст. 149 НК РФ определены операции, которые на территории РФ не подлежат обложению НДС. Так в соответствии с пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров.

Однако для применения освобождения от обложения НДС должны быть соблюдены требования, предусмотренные ст. 2 и ст. 5 Закона N 135-ФЗ (письма МНС РФ от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15, УФНС РФ по Московской области от 14.09.2006 N 21-22-И/1096).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не обязан составлять счет-фактуру. Кроме того, счета-фактуры можно не составлять при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, по письменному согласию сторон сделки.

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли стоимость безвозмездно переданных товаров и расходы, которые несет организация при такой передаче, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Внимание

С 1 января 2020 года дополнен п. 1 ст. 265 НК РФ. Согласно новым положениям в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, с 1 января 2020 года включаются:

  1. расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским НКО, органам госвласти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, ГУП и МУП (пп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ, см. также письма Минфина России от 21.09.2020 N 03-07-07/82568, от 09.09.2020 N 03-03-06/3/79006). Они также учитываются при УСН и ЕСХН;

  2. расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного (пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ):

  • социально ориентированным НКО, включенным в реестр СОНКО;

  • религиозным организациям;

  • до 31.12.2021 - иным НКО, включенным в реестр особо пострадавших от пандемии коронавируса некоммерческих организаций.

Расходы, предусмотренные пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Под имуществом понимаются в том числе и продовольственные товары (см. письмо Минфина России от 28.05.2020 N 03-03-06/3/45318). В письме Минфина России от 26.08.2020 N 03-03-06/1/74719 разъяснено, что такие расходы учитываются независимо от даты включения указанных некоммерческих организаций в соответствующие реестры (см. также письма Минфина России от 21.09.2021 N 03-03-06/1/76419, от 28.09.2020 N 01-02-04/03-84461).

Пример

В рамках оказания благотворительной помощи некоммерческой организации бесплатно были переданы товары. Фактическая стоимость этих товаров в учете составляет 18 000 руб. НДС по ним ранее был принят к вычету в сумме 3600 руб.

Отражение операций по передаче товаров в бухгалтерском учете:
Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 41 18000 руб. отражена передача товаров

Дебет 19 Кредит 68, субсчет “Расчеты по НДС” 3600 руб. восстановлен НДС

Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 19 3600 руб. восстановленный НДС учтен в прочих расходах

На основании п. 16 ст. 270 НК РФ стоимость безвозмездно переданного имущества не учитывается в целях налогообложения прибыли (за некоторыми исключениями). Поэтому организации, применяющие ПБУ 18/02, должны отразить в бухгалтерском учете постоянный налоговый расход (ПНР):

Дебет 99, субсчет “ПНР” Кредит 68, субсчет “Расчеты по налогу на прибыль” 21 600 руб. (18 000 + 3600) отражен постоянный налоговый расход

Как более привлекательный предлагаем рассмотреть следующий вариант отражения безвозмездной передаче товаров

Условия признания рекламных расходов

За­тра­ты на ре­кла­му можно учесть при рас­че­те на­ло­га на при­быль (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом ре­кла­мой счи­та­ет­ся ин­фор­ма­ция, ко­то­рая од­но­вре­мен­но от­ве­ча­ет сле­ду­ю­щим усло­виям (п. 1 ст. 3 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ):

•рас­про­стра­не­на любым спо­со­бом, в любой форме и лю­бы­ми сред­ства­ми;

•на­прав­ле­на на при­вле­че­ние вни­ма­ния к объ­ек­ту ре­кла­ми­ро­ва­ния, на фор­ми­ро­ва­ние и под­дер­жа­ние к нему ин­те­ре­са и на его про­дви­же­ние на рынке;

•ад­ре­со­ва­на неопре­де­лен­но­му кругу лиц.

В свою оче­редь, под неопре­де­лен­ным кру­гом лиц по­ни­ма­ют­ся те лица, ко­то­рые не могут быть за­ра­нее опре­де­ле­ны в ка­че­стве по­лу­ча­те­ля ре­клам­ной ин­фор­ма­ции и кон­крет­ной сто­ро­ны сдел­ки по ре­а­ли­за­ции объ­ек­та ре­кла­ми­ро­ва­ния (Письма ФАС от 20.06.2018 № АД/45557/18, от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Таким «ре­клам­ным» кри­те­ри­ям со­от­вет­ству­ют за­тра­ты на из­го­тов­ле­ние об­раз­цов про­дук­ции, ко­то­рые бес­плат­но раз­да­ют­ся, ска­жем, на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных вы­став­ках или во время про­ве­де­ния про­мо­ак­ций по де­гу­ста­ции в ма­га­зи­нах, на яр­мар­ках или на улице. Ведь в этих слу­ча­ях за­ра­нее неиз­вест­ны лица, ко­то­рым раз­да­дут те­сто­вую про­дук­цию. В то же время ука­зан­ные ме­ро­при­я­тия на­прав­ле­ны на про­дви­же­ние про­дук­та и спо­соб­ству­ют его ре­а­ли­за­ции. По­это­му сто­и­мость таких бес­плат­ных об­раз­цов и за­тра­ты на их рас­про­стра­не­ние можно учесть при на­ло­го­об­ло­же­нии при­бы­ли как рас­хо­ды на ре­кла­му в пре­де­лах 1% вы­руч­ки от ре­а­ли­за­ции (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина от 22.02.2018 №03-03-06/1/11485).

Если об­раз­цы про­дук­ции рас­про­стра­ня­ют­ся на вы­став­ках или яр­мар­ках, то часть за­трат, ко­то­рая свя­за­на с опла­той услуг ор­га­ни­за­то­ра вы­став­ки (всту­пи­тель­ный взнос за уча­стие, рас­хо­ды на арен­ду стен­да, ком­му­нал­ку, услу­ги связи и т. д.), можно спи­сать на ре­клам­ные рас­хо­ды без огра­ни­че­ний, по­сколь­ку рас­хо­ды на уча­стие в вы­став­ках и яр­мар­ках не нор­ми­ру­ют­ся.

Как обосновать затраты на рекламу

Как из­вест­но, при рас­че­те на­ло­га на при­быль можно учи­ты­вать толь­ко обос­но­ван­ные и до­ку­мен­таль­но под­твер­жден­ные рас­хо­ды, и ре­клам­ные — не ис­клю­че­ние (Письмо Минфина от 17.08.2018 № 03-03-06/1/58569). Кон­крет­но­го пе­реч­ня до­ку­мен­тов, ко­то­рые под­твер­жда­ют за­тра­ты на ре­кла­му, нет. У каж­дой ком­па­нии он будет свой.

Если ре­клам­ные ме­ро­при­я­тия про­во­дят­ся ре­гу­ляр­но, то це­ле­со­об­раз­но раз­ра­бо­тать ра­моч­ное по­ло­же­ние о про­дви­же­нии про­дук­ции и про­пи­сать в нем «ти­по­вой» по­ря­док и цели про­во­ди­мых акций, а также по­ря­док их до­ку­мен­таль­но­го оформ­ле­ния. Кроме того, можно офор­мить такие бу­ма­ги:

•при­каз ру­ко­во­ди­те­ля о про­ве­де­нии ре­клам­ной акции, в ко­то­ром нужно ука­зать цель, план, сроки и место ее про­ве­де­ния, пред­ва­ри­тель­ную сумму рас­хо­дов и пе­ре­чень то­ва­ров, под­ле­жа­щих пе­ре­да­че;

•отчет о про­ве­де­нии ме­ро­при­я­тия с ука­за­ни­ем фак­ти­че­ских за­трат;

•на­клад­ную или акт на от­пуск, а также на спи­са­ние про­дук­ции;

•до­ку­мен­ты, под­твер­жда­ю­щие уча­стие в вы­став­ке (до­го­вор, про­грам­му, акт, отчет, пла­теж­ные до­ку­мен­ты).

Как учесть затраты при адресной раздаче образцов

Бы­ва­ет, что про­дук­ция рас­про­стра­ня­ет­ся среди огра­ни­чен­но­го круга лиц, на­при­мер раз­да­ет­ся кли­ен­там, с ко­то­ры­ми ком­па­ния уже ра­бо­та­ет. Можно ли за­тра­ты на про­из­вод­ство таких об­раз­цов при­знать в «при­быль­ных» целях в ка­че­стве ре­клам­ных или сле­ду­ет счи­тать, что эта ин­фор­ма­ция ад­ре­со­ва­на опре­де­лен­но­му кругу лиц? Все за­ви­сит от си­ту­а­ции.

Неред­ко ком­па­нии раз­ме­ща­ют ре­кла­му о своих то­ва­рах на транс­пор­те. Рас­хо­ды на такую ре­кла­му можно учесть при ис­чис­ле­нии «при­быль­ной» базы

Си­ту­а­ция 1. Если ком­па­ния рас­про­стра­ня­ет ин­фор­ма­цию о про­дук­ции (в том числе путем раз­да­чи ее об­раз­цов), ко­то­рая, по­ми­мо це­ле­вой ауди­то­рии (на­при­мер, кли­ен­тов ком­па­нии), пред­став­ля­ет ин­те­рес и до­ступ­на также для иных лиц, такая ин­фор­ма­ция при­зна­ет­ся ре­кла­мой, так как на­прав­ле­на на неопре­де­лен­ный круг лиц. А зна­чит, со­от­вет­ству­ю­щие за­тра­ты можно учесть при рас­че­те на­ло­га на при­быль (Письма ФАС от 20.06.2018 № АД/45557/18; Минфина от 28.09.2018 № 03-03-06/1/69813, от 08.02.2019 № 03-03-06/1/7613).

При­ме­ром такой ре­кла­мы будет бес­плат­ная пе­ре­да­ча про­дук­ции ди­ле­рам для оформ­ле­ния де­мон­стра­ци­он­ных вит­рин с об­раз­ца­ми в тор­го­вых точ­ках.

В то же время если ком­па­ния пе­ре­да­ет об­раз­цы того то­ва­ра, ко­то­рый уже был при­об­ре­тен контр­аген­том, то при­зна­ние за­трат в на­ло­го­вом учете будет спор­но. Так, есть су­деб­ное ре­ше­ние, в ко­то­ром судьи под­дер­жа­ли на­ло­го­вый орган, по­счи­тав непра­во­мер­ным вклю­че­ние в «при­быль­ные» рас­хо­ды за­трат в от­но­ше­нии без­воз­мезд­но пе­ре­дан­ных контр­аген­там ре­клам­ных ка­та­ло­гов с об­раз­ца­ми про­дук­ции (Постановление АС МО от 14.06.2017 № Ф05-7994/2017). Ком­па­ния счи­та­ла, что ка­та­ло­ги с об­раз­ца­ми про­дук­ции (обо­я­ми) были пред­став­ле­ны контр­аген­там с целью до­не­се­ния ин­фор­ма­ции о своем то­ва­ре ко­неч­ным по­ку­па­те­лям, по­сколь­ку обои могут быть при­об­ре­те­ны ко­неч­ны­ми по­ку­па­те­ля­ми толь­ко у контр­аген­тов. То есть ре­клам­ные ка­та­ло­ги были ад­ре­со­ва­ны неопре­де­лен­но­му кругу ко­неч­ных по­тре­би­те­лей.

Од­на­ко суд уста­но­вил, что ор­га­ни­за­ция без­воз­мезд­но пе­ре­да­ва­ла контр­аген­там ка­та­ло­ги в рам­ках уже дей­ству­ю­щих до­го­во­ров куп­ли-про­да­жи то­ва­ра, а контр­аген­ты рас­про­стра­ня­ли толь­ко те ка­та­ло­ги, в ко­то­рых со­дер­жа­лись об­раз­цы про­дук­ции (обоев), ранее при­об­ре­тен­ной у ком­па­нии. То есть контр­аген­ты рас­про­стра­ня­ли ка­та­ло­ги с об­раз­ца­ми ис­клю­чи­тель­но с целью по­вы­ше­ния соб­ствен­ных объ­е­мов про­даж. На этом ос­но­ва­нии суд от­ка­зал ком­па­нии в при­зна­нии рас­хо­дов.

По­это­му ре­ко­мен­ду­ем со­ста­вить до­го­вор с ди­ле­ра­ми так, чтобы было оче­вид­но, что ре­клам­ные об­раз­цы то­ва­ра на­це­ле­ны на неопре­де­лен­ный круг лиц.

Си­ту­а­ция 2. Если об­раз­цы пе­ре­да­ны по­тен­ци­аль­ным по­ку­па­те­лям (с целью по­сле­ду­ю­ще­го за­клю­че­ния до­го­во­ра по­став­ки) и недо­ступ­ны иным лицам, рас­хо­ды на их из­го­тов­ле­ние не учи­ты­ва­ют­ся в ка­че­стве ре­клам­ных. По мне­нию Мин­фи­на, вклю­чить такие за­тра­ты в «при­быль­ные» рас­хо­ды нельзя (п. 16 ст. 270 НК РФ; Письмо Минфина от 22.02.2018 № 03-03-06/1/11485). На­при­мер, это от­но­сит­ся к сто­и­мо­сти про­дук­ции, без­воз­мезд­но пе­ре­дан­ной кли­ен­там-за­каз­чи­кам (то есть кон­крет­ным лицам):

•на вы­став­ке, про­ход на ко­то­рую воз­мо­жен толь­ко по за­ра­нее разо­слан­ным при­гла­ше­ни­ям;

•при ад­рес­ной рас­сыл­ке проб­ни­ков;

•на за­кры­той де­гу­ста­ции, ко­то­рая про­хо­дит в офисе.

В то же время если контр­аген­ты в про­цес­се де­гу­ста­ции зна­ко­мят­ся с новым про­дук­том, то такие «без­воз­мезд­ные» за­тра­ты нель­зя на­звать необос­но­ван­ны­ми.

Во вложении файл со скриншотами и описанием (по различным ситуациям), по отражению операций по безвозмездной передачи в 1:С.
Отражение в 1С операций по безвозмездной передаче товаров.docx (2.2 МБ)

1 симпатия