Перевозка через транзитную фирму

Добрый день!
Подписали договор-заявку на перевозку с ООО “ААА”, в договоре заявке указаны все существенные условия, в т.ч.:

  • даты и пункты погрузки/разгрузки
  • данные автомобиля и прицепа
  • данные водителя

Но при запросе документов на автомобиль и водителя ООО “ААА” скинули нам сканы договора об организации перевозок с ООО “БББ” (там общие фразы, а договор датирован 2022 годом), сканы документов на автомобиль и прицеп, которые по документам принадлежат ООО “БББ”, скан паспорта и вод. удостоверения водителя, по которому не ясно, где он работает (скорее всего в ООО “БББ”, но это не точно).

ООО “ААА” по итогу перевозки выставит счет на оплат, акт на услуги и счет-фактуру.

Пока еще можно переделать заявку на перевозку, в которой полагаю надо прописать, что фактически перевозку будет осуществлять ООО “БББ”, на принадлежащем им автомобиле с водителем, прописать там реквизиты договора между ООО “ААА” и ООО “БББ”. Так же можно истребовать скан заявки на перевозку между ООО “ААА” и ООО “БББ”.
В транспортной накладной при этом надо полагать перевозчиком надо указывать все же ООО “ААА”.

Вопрос стоит ли заморачиваться и переделывать договор-заявку, в которой будет указан перевозчик, которому принадлежит автомобиль или это в любом случае натяжение совы на глобус, если копнут, то НДС вероятнее всего снимут?

Не большое, но важное уточнение. В договоре-заявке указано:

Исполнитель вправе оказать услуги перевозки лично или привлекать к исполнению своих обязанностей третьих лиц.

Приветствуем вас, Роман!

Да, документы не должны противоречить друг другу и тому, как будет осуществляться грузоперевозка. Для НДС важны все формальности, правильное оформление путевых листов, транспортных накладных и др. документов в зависимости от груза, транспорта, виды перевозки и т.д.

Также важно учитывать, что если перевозчик привлекает третьих лиц, то в договор рекомедуется включить следующие условия:

Перевозчик вправе привлекать для исполнения настоящего Договора третьих лиц.

Наряду с указанными в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” документами водитель или экспедитор должен иметь доверенность Перевозчика на получение, доставку, передачу Получателю груза.

Тут у вас может быть даже 2 или 3 доверенности: от одного ООО к другому ООО, и доверенсть водителю, а также от вас, если нужно.

На всякий случай приведем положеняи п. 1 ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 19.10.2023) “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, эти требования должны выполняться без договора, т.к. это императивная норма закона:

При приеме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю водительское удостоверение или документ, удостоверяющий личность, и путевой лист. В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты в соответствии с порядком оформления или формирования путевого листа, утвержденным в соответствии с частью 5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

1 лайк

Александр спасибо за помощь!
Давно не сталкивался с практическими ситуациями по НДС, поэтому казалось бы простой вопрос у меня вызвал такую реакцию. Тут нужно сказать еще, что договор с перевозчиком заключили без моего участия, о перевозке я узнал, когда потребовалась составить транспортную накладную.

В общем я вижу, что ничего критичного нет и НДС вполне себе можно возмещать, просто ну как бы это мягче сказать, ну мы же догадываемся почему так, ведь почему-то нельзя напрямую заключить договор с собственником авто, хотя это связанные лица.

это нас как заказчика услуг разве должно волновать? Правильно ли составлены путевые листы у водителя? есть ли они вообще? разве мы можем на это влиять?

транспортные накладные всегда составляем мы и передаем Поставщику товара, он их в 3-х экз передает водителю. Со стороны перевозчика транспортную накладную у нас на практике всегда подписывает водитель, в данном случае это будет водитель ООО “БББ”.
Но перевозчиком в ТН указан ООО “ААА” , при этом в разделе 7. Транспортное средство, конечно же указан авто, принадлежащий ООО “БББ”, с типом владения 3 -аренда, но реквизитах указан договор об организации перевозок между ООО “ААА” и ООО “БББ”, и что собственник авто ООО «БББ"

Это как раз таки указано

У нас есть только одна доверенность на водителя автомобиля на получение товара у Поставщика. Должны быть еще какие-то доверенности в нашей ситуации?

Иногда это нужно, чтобы обосновать расходы или реальность сделок, даже если не вы выписываете путевые листы (их выписывает перевозчик), то вам передают копии.

Это хорошо, ТН - обязательный документ согласно 2 законов.

Да, конечно, можно и так.

А из какого документа следует, что перевозку осуществялет ООО “БББ”, а не ООО “ААА”?

Это нужно с юридической точки зрения, если что-то произойдет с товаром или будут задержки в транспортировке, кому конкретно передавать требования. Этот вопрос должен быть однозначен, если не будет документов о передачи обязанностей (это доверенность, либо письмо ООО “ААА”), то у вас не будет доказательств. Потом, кому оплата должна быть?

1 лайк

Вот это я и пытался выяснить в первом посте, ситуацию описал, но видимо не верно сформулировал сам вопрос.

У нас есть договор с ООО “ААА”, в котором указано, что перевозчик может привлекать третьих лиц. К этому договору есть заявка в которой указано, что перевозка будет осуществляться на конкретном автомобиле с конкретным водителем и к этой заявке приложены:

  1. скан СТС на авто, согласно которому авто принадлежит ООО “БББ”
  2. скан ПТС на прицеп, согласно которому прицеп принадлежит ООО “БББ”
  3. скан договора об организации перевозок между ООО “ААА” и ООО “БББ”
  4. скан паспорта и вод. удостоверения на водителя

И вот я пытаюсь выяснить, а может в заявке на перевозку между нами и ООО “ААА” надо было еще что-то прописать?

Согласно договора наши требования могут быть только к ООО “ААА”, зачем нам сюда еще ООО “БББ”?

Согласно договора - ООО “ААА”, на иное мы бы не согласились.

Лучше получить заверенные копии ООО “ААА”, а не просто сканы.

Если виноват будет водитель ООО “БББ”, отвечать все равно будет ООО “ААА”, это прямо договором предусмотрено или нет? Если нет, то вопрос неоднозначен.

1 лайк

Александр учтем на будущее, сейчас с переходом на ОСНо надо вводить новые правила при заключении договоров на перевозки, в том числе заверенный перевозчиком пакет документов на автомобиль и прочее (типа договоров на транзит через стороннего перевозчика) на бумаге.
Автомобиль в пути, документы едут через ТК, по этой перевозке уже ничего не изменить

По текущей перевозке ничего уже не изменить, авто в пути. У нас это очень редкий случай, обычно договор заключается через сайт АТИ, а там транзитных перевозок я не помню.

Хорошо.

В самое перевозке может и не изменить, но документы можно всегда менять.

Мы не очень любим так называемые “типовые договоры”, тем более чужие. С такими документами обычно бывают проблемы рано или поздно, т.к. “типовой” документ сколько бы он ни был хорош не может предсмотреть всего многообразия возможных ситуаций в бизнесе.

1 лайк

На практике, по крайней мере у нас это не так. С перевозчиками особый случай, если до оплаты за услуги каких-то документов нет, то добиться этих документов после очень трудно, практически не возможно, на это потом тратится огромное количество времени. Поэтому, мы всегда платим по оригиналам документов, о перевозчик на таких условиях старается передать документы как правило в день разгрузки, но не позднее 1-2 дней после.

Это да, но и в договоре АТИ существенные условия можно дописать, там договор конечно простенький, но как по мне это и хорошо для обычных ситуаций.

Александр, а все таки в подобной ситуации когда перевозчик транзитный или например, если у перевозчика авто в аренде с экипажем, т.е. водитель не имеет прямого отношения к фирме Перевозчика, какая должно быть доверенность от Перевозчика такому водителю? На что это доверенность?

Это обычная доверенность на перевозку грузов и управление автомобилем, в случае если это автомобиль фирмы, которая выдает доверенность. Доверенность оформляется в соответствии со статьями 185 и 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правильно ли я понимаю, вот допустим простая ситуация: мы заключили договор на перевозку с ООО “ААА” (это перевозчик по договору), а у этой ООО “ААА” автомобиль на праве аренды с экипажем, а именно ООО “ААА” по договору аренды получило этот автомобиль у ООО “БББ” вместе с водителем, который работает в ООО “БББ”. Так вот в этом самом случае нам должны дать оригинал доверенности, в которой ООО “ААА” доверяет вышеуказанному водителю перевозку грузов и управление автомобилем?

Нам, это кому? Это грузотравителю? Это тоже ООО, непоименнованное вами? Может её или его обозначить там например “Z”?

Нужна ли вам доверенность и какая именно, определяется целями, что там у вас написано в договоре (договорах) об ответстенности и от обязательствах. То есть как вы сами, Роман, определяете, зачем вам вот эта доверенность? И какая именно нужна доверенность, т.к. тут масса разных вариантов.

Да нет никаких вариантов, в моих конкретных вышеописанных случаях. Вы мне в этом диалоге несколько раз рекомендовали обратить внимание на доверенности, и я пытаюсь выяснить, Вы зачем то даете общие рекомендации или что-то конкретное имелось ввиду.

Давайте еще раз максимально просто и подробно.

  1. Мы - ЭТО ИП Пупкин. ИП Пупкин купил товар в ООО “ЯЯЯ” и этот товар нужно забрать и перевести сторонним перевозчиком.

  2. ООО “ЯЯЯ” это поставщик товара и грузоотправитель, а ИП Пупкин это покупатель товара и грузополучатель. ООО “ЯЯЯ” отгрузит товар в автомобиль, который приедет от ИП Пупкина, только если ИП Пупкин скинет на водителя автомобиля доверенность, в которой ИП Пупкин доверят получение товара от своего имени у ООО “ЯЯЯ” (это логично и иначе никак, это просто не обсуждается, без этого товар не отдадут).

  3. ИП Пупкин нанимает для перевозки товара ООО “ААА”. Но как выяснилось автомобиль на котором будет перевозка принадлежит ООО “ААА” на основании договора аренды с экипажем, собственник автомобиля - ООО “БББ”, соответственно водитель автомобиля не является работником ООО “ААА” и прямого отношения к ООО “ААА” не имеет.

  4. Какая еще и на что нужна ИП Пупкину доверенность на водителя в этой перевозке от (или на) ООО “ААА” и (или) ООО “БББ”? Кроме той, что указана в п. 2, без которой товар не отдадут.

Роман!

Доверенность нужна водителю ООО “БББ” для получения товара в ООО “ЯЯЯ”. Существует несколько вариантов с доверенностями:

  1. Первый вариант. В этом случае ИП выдает доверенность непосредственно водителю ООО “БББ”. Однако между водителем и ИП нет прямой связи, что может создать сложности в случае проблем с товаром. Потребуется предъявление претензии через несколько ООО, что затянет процесс и не гарантирует успешного исхода. То есть вы предъявите претензии ООО “ААА”, а оно претензии ООО “БББ”, но мы не знаем, какой договор между двумя этими ООО, причем в договорах может быть ограничена ответственность. И потом ООО “БББ” предъявит претензии водителю. Если он в трудовых отношениях, то оченрь сложно будет что-то доказать. То есть при этом варианте нужно надееться на “совесть” водителя.

  2. ИП может выдать доверенность ООО “ААА”, с которым заключен договор, а ООО “ААА” выдает доверенность ООО “БББ”. В этом случае ответственность будет лежать на ООО “ААА”. Понятно, что тут нужно в договоре с ООО “ААА” предусмотреть больше ответственности, но это вот не понравится ООО “ААА”, конечно.

  3. Существуют и другие варианты с доверенностями, но их перечисление не имеет смысла, т.к. их много, да и вы, как мы поняли, не хотите об этом думать.

Отмечу, что между ИП и ООО “ААА” действует, скорее всего, договор экспедиции, что является важным аспектом, учитывая обязательства, сроки и ответственность по ГК РФ. Поэтому необходимо внимательно изучить договоры, так как они влияют на права и обязанности сторон. Дело в том, что название и форма договора не так важны, как его предмет и обязательства. Из глав 40, 41 ГК РФ прямо следует, что у вас не договор перевозки, а договор экспедиции. А это совсем иное соотношение ответственности, да и обязательств.

Александр совсем не так, у меня типовая ситуация и я практик, я сразу думаю о том как это будут делать живые и не очень грамотные люди, а вот это можно так…, можно сяк…, а если так то вот так…, это для жизни не подходит. Я должен довести до руководителя что этот вариант наиболее приемлем и дать указания менеджеру, который ищет загрузку какие документы собирать.
Первый вариант мы как раз всегда используем, это минимум и без него ООО “ЯЯЯ” товар не отдаст.
Второй вариант тоже можно, а почему нет, спасибо, хорошая идея!!! Только я не до конца понимаю в чем профит, но даже если это как-то связывает ООО “ААА” и водителя ООО “БББ” уже хорошо. Т.е. для случаев когда перевозку осуществляет ООО “ААА” не самостоятельно, ИП будет выдавать доверенность на ООО “ААА” на получение товара, а ООО “ААА” значит должно выдать доверенность водителю ООО “БББ” на получение товара у ООО “ЯЯЯ”.
И в ООО “ЯЯЯ” поступит 2 доверенности, одна от ИП на получение товара ООО “ААА”, а вторая от ООО “ААА” на получение товара конкретным водителем, в данном случае водителем ООО “БББ”?

Мне проще договор из АТИ тут вкратце изложить:

Заказ № 777 от 09.01.2024
Маршрут: Камызяки → Краснодар
ИП Пупкин именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и ООО “ААА” именуемое в дальнейшем «Перевозчик», в лице Директора ***, действующего на основании Устава, с другой стороны, подписали настоящий заказ на выполнение перевозки груза на следующих условиях:
Пункт погрузки: (адрес, дата и время погрузки, грузоотправитель, наименование и характеристики груза)

Пункт разгрузки: (адрес, дата и время разгрузки, грузополучатель, наименование и характеристики груза)

Транспорт: модель тягача и прицепа, гос. номера, характеристики (грузоподьемность, кубатура и проч) и вид собственности (вот тут указывается, что транспорт в аренде и у кого)

Водитель: ФИО, телефон, паспорт

Стоимость перевозки: сумма и условия оплаты (у нас вот так: 100 % от ставки, безнал, НДС 20%, по оригиналам документов: Счета, акта, счета-фактуры)

Дополнительные условия:
Нормативное время погрузки/разгрузки составляет 12 часов.
Взаимоотношения и ответственность сторон определяются следующими нормативными актами: ГК РФ, УАТ РФ, Правилами
перевозок грузов.
Тут можно дописать еще много чего, вопрос чего?
Штрафные санкции и ответственность:
Срыв загрузки/выгрузки одной из сторон влечёт за собой штраф в размере 20% от стоимости перевозки с виновной стороны.
Отказ от заявки без штрафных санкций допускается за сутки до даты погрузки.
Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи
грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза
произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него
причинам.
За опоздание на погрузку/выгрузку перевозчик оплачивает штраф в размере 3000 руб. за сутки.
За простой на погрузке/выгрузке заказчик оплачивает штраф в размере 3000 руб. за сутки.

Реквизиты сторон.

Если водитель сам ИП, если нет, доверенность должна выдаться ООО “БББ”.

Не обязтаельно две, может быть и одна, конечно, если верно составить доверенности, т.е. там пропсиать все детали.

Нигде нет профита, если не будет прописано все в документации.

У нас нет цели редактировать или создавать тут индивидуальные договоры и документы. Мы обычно вообще свои формы используем, в наших интересах.

Относительно вида договора, согласно ч. 2 ст. 785 ГК РФ оплату за перевозку осуществляет исключительно грузоотправитель, это договор грузоперевозки.

Если же оплату совершает грзуополучатель, как у вас, то это договор экспедиции, см. ст. 801 ГК РФ, договор экспедиции может заключать как и грузоотправитель, так и грузополучатель, а вот договор перевозку может заключать только грузоотправитель.

При эспедиции, ваши отношения будут регулироваться не только гл. 41 ГК РФ, но и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) “О транспортно-экспедиционной деятельности”, постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”. У вас будет не только транспортные накладные, но и должны быть поручение экспедитору, экспедиторская расписка, если нужна.

По большому счету, это вас не должно волновать, но если случится что-то нештатное, это все станет важным.

Подробней относительно видов договора вы можете посмотреть нашу статью тут:

Т.е. ИП Пупкин выдает доверенность ООО “ААА” на получение товара в ООО “ЯЯЯ” от имени ИП Пупкина. ООО “ААА” выдает доверенность ООО “БББ” на получение товара в ООО “ЯЯЯ” от имени ООО “ААА”. Но товар то будет получать конкретный водитель, значит ООО “БББ” должно выдать доверенность на получение товара в ООО “ЯЯЯ” водителем от имении ООО “БББ”.
Александр, а знаете что будет будет на практике если вот такой каламбур доверенностей прилетит в ООО “ЯЯЯ”, я знаю. ООО “ЯЯЯ” это все завернет, так как никто ранее с таким веником доверенностей у них товар не забирал и попросят обычную доверенность на водителя от ИП Пупкина.
Единственное, что эти доверенности ИП Пупкин соберет у себя на возможную нештатную ситуацию.

На практике повсеместно применятся доверенность М-2, мы тоже ее применяем. Ситуация описана как нельзя конкретно, Александр Вы специально это делаете? Вместо ответа опять абстракция. Вы сами изначально говорили о каскаде доверенностей, а теперь достаточно одной? Конечно одна доверенность лучше, тем более что будет на практике с кучей доверок я написал выше.

Так документацию я Вам привел, другой документации нет. Заказ-договор, доверенности и транспортная накладная.

Это я понял, поэтому и привел наш договор с сайта АТИ, перевозчика ищем там, форма договора нас устраивает, чтобы использовать другую форму договора, нужно понимать зачем и что в этом не устраивает, это как раз наша форма и есть :grinning:. Договор предельно прост, в поле Дополнительные условия можно дописать что угодно.