Реализация товаров с разной торговой наценкой разным покупателям

Добрый день!

ООО на ОСНО, микропредприятие, занимается реализацией мелкого оборудования привезенного из Европы. Когда-то давно рассчитывалась торговая наценка и был составлен прайс-лист (его нигде не утверждали), на который сейчас все продавцы и ориентируются.
При анализе продаж было выявлено что продавцы для разных клиентов устанавливают разные цены, в хаотичном порядке (как говорится лишь бы купили), для кого-то скидка 10%, для кого-то 7% от прайс листа и тд, ориентир для них один - стоимость ниже которой они не могут опуститься.

Никакой торгово и маркетинговой политики в компании не ведется, прайс лист нигде не закреплен и не завизирован.

Вопрос: Как можно наладить и навести порядок в этом хаосе и узаконить реализацию товаров под разной стоимостью разным покупателям?!

Спасибо

1 лайк

Да, конечно. Ну лучше, конечно, прописать маркетинговую политику, в ней, например, предусмотреть, что менеджеры по продажам могут в таких-то пределах делать скидки или наценки в целях максимизации продаж и прибыли.

Т.е. если не иметь торговой и маркетинговой политики - где все это не будет прописано - то кто может придраться? Может ли налоговая докопаться почему этим по этой цене продали - а этим по другой?!

ФНС может см. например п. п.1 - 3 ст. 40 НК РФ, особенно подпункт 4 п. 2:

  1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
  2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
  1. между взаимозависимыми лицами;
  2. по товарообменным (бартерным) операциям;
  3. при совершении внешнеторговых сделок;
  4. при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
  1. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
    Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
    сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
    потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
    истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
    маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
    реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Главное, чтобы не выше 20%.

К сожалению разница в цене может быть до 80%. Как быть тогда в этом случае?!
Ценовая и маркетинговая политика спасут?!

ст. 40 после 228-ФЗ так же применяется или только к контролируемым сделкам?!

Да, обоснование, читайте ст. 40 НК РФ и действуйте, там много исключений есть.

Спасибо. Как я понимаю основные обоснования это:

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных [пунктами 4] - [11]( настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

  1. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

1 лайк

Может быть подскажете где найти шаблон маркетинговой и ценовой политики для ООО - чтобы на ее основе все сделать.

ст. 40 налоговиками давно не применяется. И это на них лежит бремя доказывания, что ваша цена договора не соответствует рыночной.

Я слышал что она вроде не применяется. Но вот выше ее ответчик упомянул и я уже было подумал мож я что не так понял. Вроде как с 01.01.2012 с выходом нового 228-ФЗ и целого отдельного раздела по контролируемым сделкам.

Если продажа не лицам, при отношениях с которыми вас могут обвинить в дроблении бизнеса, и не убыток, то не дело налоговой изучать ваше ценообразование

Стоп. Я уже совсем запутался. Так все же стоит соблюдать статью 40 НК РФ и п.2?!
Стоит ли следить на разницей +/- 20%?!

Все реализации в нашем случае происходят в адрес невзаимозависимых ООО, никаких контролируемых сделок. Разница в стоимости иногда может доходить до 80% иногда и выше, но никогда не продаем в убыток.

Следит ли налоговая в этом случае за ценообразованием? Надо ли прописывать маркетинговую и ценовую политику и если да, то где лучше взять образцы.

Спасибо

1 лайк

В короткий временной период такая большая разница (80%)? Это точно идентичные товары/услуги? Может есть различия?

Законы соблюдать полезно вообще-то. Сегодня вот они это не проверяют со всей тщательностью (пока другим заняты, да и специалистов или программ таких нет таких), а завтра же, как часто в РФ бывает, проверят. Ну и, конечно, же начнут с запроса документа - их любимое дело. Сейчас они активно эту статью (ст. 40 НК РФ) применяют в отношении крупных налогоплательщиков, согласитесь, статья очень удобная для фискалов.

Тотально нет, не следит, конечно, но может заинтересоваться при каких-либо мероприятиях (вызов на комиссию, камеральная проверка, выездная налоговая проверка) и попросить документы (прайс-листы, маркетинговая политика, бонусная программа, система скидок и т.д.) и будет неприятно, когда она по ряду поставок (продаж) доначислит 80%: (теоретическую разницу), с неё НДС (если ОСНО) и налог на прибыль, а также пени и штрафы по 20%. А тут всего одна бумажка, которую может написать любой умный первокурсник экономического или маркетингового факультета университета. Типового, конечно, ничего нет, для каждой отрасли и фирмы будет что-то свое, нужно исходить из конкретики, а не пытаться “натянуть курицу на глобус” (простите за метафору).

Сейчас, конечно, тотально нет, но может. А что будет завтра - никто не знает.

Это происходит в короткий промежуток времени и с идентичными товарами более того из одной партии и поставки. Например пришло на склад 20 электроприводов - 10 из них продали по 60 рублей, 5 продали по 100 рублей, а остальные 5 поштучно продали по 110 рублей. Все реализуется только юр лицам, никакой розницы.

Разговор идет о микропредприятии с выручкой до 15 млн рублей по году. Стоимость товара не больше 50.000 рублей за штуку.

Сейчас будут думать как составить ценовую и маркетинговую политику.

1 лайк

В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК).
Законом не запрещено осуществлять отпуск продукции по согласованным между сторонами ценам. Более того, различные условия ценообразования могут быть вызваны индивидуальным подходом к каждому покупателю в зависимости, например, от объема закупок в определенный период времени. Или в зависимости от условия работы по предоплате с возможностью получения скидки по отпускной цене.

Налоговые риски возникают тогда, когда:
– минимальные цены ниже рыночных установлены по договорам между взаимозависимыми лицами;
– налоговый орган может доказать, что в результате вышеназванных сделок общество получает необоснованную налоговую выгоду.

  1. Это вообще иной аспект (контролируемая сделка).
  2. Не запрещено, так и ФНС не запрещено проверять, в случае если:

Легко. На 80% завышают или занижают (выбирай, что больше нравится), Вы же никуда свои сделки не денете, так?

Есть понятие розницы в целях налогообложения, а есть в маркетинге. Там “поштучно” - другой канал сбыта, а значит Вы можете наценку вполне обоснованно. На практике, я видел, что директор просто подписывал такой приказ и все. И это уже часть маркетинговой политики.

Прошу Вас проконсультируйтесь с маркетологами, это все очень просто, не пытайтесь изучать маркетинг через налоговый кодекс - это будет “дурно пахнуть”.

1 лайк

Вот еще нашел в интернете:

Вопрос: Из-за каких цен налоговики доначислят налоги по неконтролируемой сделке? Продажа одного и того же товара по разным ценам.

Ответ: Несмотря на то что статья 40 НК РФ сейчас не применяется, налоговики проверят сделку, если поставщик продает товар контрагенту по цене ниже, чем другим партнерам. Например, если всем контрагентам компания продает продукцию по цене 59 руб. 32 коп. за тонну, а взаимозависимой компании по цене 42 руб. за тонну. Инспекторы считают, что компания занижает доходы и доначисляет налог на прибыль.

Почему везде указывается что ст. 40 НК РФ сейчас не применяется?! Так она применяется или нет?!

Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ
ст. 4
6. Положения статей 20 и 40 Налогового кодекса Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.